"Газпром нефть" не поддерживает лицензирование экспорта

29.03.2019

МОСКВА, 28 марта. /ТАСС/. "Газпром нефть" не видит смысла во введении лицензировании экспорта нефти и нефтепродуктов, так как отрасль и так слишком зарегулирована. Такое мнение журналистам высказал глава компании Александр Дюков.
Правительство РФ приняло решение ввести новую меру регулирования топливного рынка - лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, которая должна прийти на смену "ручному управлению" в виде соглашений с нефтяниками о стабилизации цен на топливо.
"Как отношусь к лицензированию? Мое отношение - отрицательное. Поскольку я считаю, что мы и так уже зарегулировали нефтяную отрасль, и вводить еще один инструмент администрирования и регулирования мне представляется чрезмерным", - сказал Дюков.
Он отметил, что, с одной стороны, регулируются розничные цены, а другой - "есть демпфер, который не является оптимальным, есть соглашение (о стабилизации цен на топливо - прим. ТАСС), есть возможность повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, соответственно, еще пытаемся ввести пятый инструмент". "Насколько эффективно эти инструменты работают, мы с вами увидели в первом квартале. Неэффективный демпфер плюс соглашение, которые заставило нас "залить" рынок, привело к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия получили убытки и производство бензинов стало просто нерентабельным", - пояснил Дюков.
Излишние, по его мнению, меры правительства по регулированию топливного рынка убивают экономику нефтепереработки, делают производство бензинов нерентабельным, из-за чего НПЗ терпят убытки.
"С одной стороны, мы [нефтекомпании] должны принимать инвестиционные решения и осуществлять инвестиции в модернизацию. С другой стороны, правительство делает все (вводя многочисленные инструменты регулирования рынка - прим. ТАСС), чтобы убить экономику нефтепереработки и делать эти инвестиции неэффективными. Поэтому я являюсь противником введения еще дополнительного инструмента [лицензирования экспорта]. Если исходить из принципа, что кашу маслом не испортить, то это не тот принцип, который нужно применять в нефтяной отрасли", - сказал Дюков.
Лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов было актуально осенью 2018 года, до того, как заработали демпфирующие механизмы и было подписано соглашение с нефтяниками о стабилизации цен на топливо, подчеркнул глава "Газпром нефти". "Лицензирование мы обсуждали, но обсуждали как инструмент, который мог бы помочь осенью [2018 года]. Пока не было демпфера, не было решения о возможном повышении экспортных пошлин, действительно, на тот момент краткосрочное лицензирование было необходимо. Сейчас мы не видим никакого смысла во введении лицензирования", - подчеркнул Дюков.
Соглашение о стабилизации цен на топливо
Ранее нефтяные компании договорились с правительством о продлении до 1 июля соглашений о заморозке цен на топливо, которые были заключены осенью 2018 года и должны были завершиться 31 марта. За это то время планируется согласовать с ЕЭАС новый механизм - лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов.
По словам Дюкова, нефтекомпании ждут от Минэнерго проект обновленного соглашения, в котором необходимо скорректировать нормативы поставок топлива на внутренний рынок. "Мы должны его получить, а также мы должны определиться с объемами [поставок топлива на внутренний рынок]", - отметил Дюков.
В предыдущей версии соглашения был зафиксирован следующий норматив по поставкам на внутренний рынок - объем поставок 2017 года плюс 3%.
"Это [корректировка объемов] важный вопрос, потому что вы прекрасно видите, что произошло на рынке в первом квартале. С одной стороны, и Минфин, и Минэнерго обращали внимание, что существующая формула демпфера не является оптимальной, что с высокой вероятностью мы получим проблемы. Это и произошло. Так вот, эта проблема была еще мультиплицирована теми соглашениями, которые были подписаны. На нас наложили излишние обязательства по производству и поставкам бензина на внутренний рынок, мы обязательства выполнили, но в результате уронили крупнооптовую цену на внутреннем рынке до неприемлемо низкого уровня. В результате получили двойной убыток - убыток от демпфера и убыток от продажи нефтепродуктов по крупнооптовым ценам", - пояснил Дюков.
Правительство и нефтяники также договорились об изменении параметров демпфирующего механизма, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок. В частности, принято решение снизить индикативные цены на бензин и дизельное топливо в формуле демпфирующего механизма - с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну соответственно.
Вопрос о корректировке норм поставок на внутренний рынок будет прорабатываться, объемы могут быть уменьшены.
Добыча углеводородов
"Газпром нефть" планирует до 2030 года наращивать добычу углеводородов на 2-3% ежегодно при росте рынка на 1-1,5%, сообщил Дюков.
"Мы хотим сохранить за собой место в топ-10 мировых публичных нефтяных компаний. Чтобы эту позицию сохранить, нам нужно расти быстрее рынка. Если мы говорим, о темпах рынка порядка 1-1,5% в год, то это означает, что мы хотим по добыче углеводородов расти темпами, которые бы превышали 2%. Это может быть и 2%, и 2,5%, и 3%", - сказал он, комментируя перспективы работы компании до 2030 года.
Он отметил, что с учетом неопределенности на рынке, нефтяные компании предпочитают ставить перед собой качественные цели и ориентиры, нежели количественные. "Поэтому в нашей новой стратегии [до 2030 года] нет каких-то однозначных объемов добычи углеводородов, там 150 млн [тонн] или 200 [млн тонн] к 2030 году, но мы ставим перед собой задачу - быть лучше рынка и расти быстрее рынка", - добавил Дюков.
Ранее совет директоров "Газпром нефти" утвердил стратегию развития компании до 2030 года, являющуюся продолжением аналогичного документа до 2025 года, который предполагал выход на объем добычи в 100 млн тонн нефтяного эквивалента.
Председатель совета директоров "Газпром нефти", глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что задача команды "Газпром нефти" в условиях постоянно меняющейся внешней среды - выстроить до 2030 года компанию новой формации, устойчивой в любом сценарии развития рынка нефти.
Рост добычи будет обеспечен в основном за счет ввода новых активов, в том числе вовлечения нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов - таких как баженовская свита, доманиковые и палеозойские отложения, а также развития шельфовых проектов.

Возврат к списку