29.10.2024
Темы и статусы форума

Итоги TNF 2024 помогут скорректировать энергетическую стратегию государства

Предложения и ориентиры для действий в нефтегазовой отрасли были сформированы по результатам деловой программы Промышленно-энергетического форума TNF. Команда форума собрала итоговый документ при содействии Центра социального проектирования «Платформа». Итоговый документ будет направлен на формирование наиболее действенной модели взаимодействия всех участников рынка в нефтегазовой промышленности и ТЭК.

Это новая для TNF аналитическая практика, когда результаты работы всех сессий были обобщены и проанализированы экспертами. В результате исследователи «Платформы» констатировали в общем поле нефтегаза, промышленности и ТЭК переход от фаз шока и адаптации к фазе планирования долгосрочного роста в новой рыночной и геополитической реальности. В ходе работы форума был определен ряд направлений, на которых в наибольшей мере сфокусировано внимание отраслевого сообщества и в отношении которых ожидается поддержка федеральных регуляторов и региональных администраций. По каждому выявлены общие тенденции и дано актуальное описание состояния направления:

 — РЕСУРСЫ
Область ожиданий и запросов: принятие концепции ресурсной безопасности страны, запуск нового большого цикла геологоразведки, улучшение нормативной базы по работе с трудноизвлекаемыми запасами, вовлечение регионов в работу с малыми и средними месторождениями.

 — КАДРЫ

Нарастающий кадровый дефицит является ключевой проблемой отрасли, как ВИНК, так и (в еще большей мере) сервисных структур. Самостоятельное решение этой проблемы отдельными компаниями имеет ограниченный потенциал и ведет лишь к перераспределению дефицита внутри отрасли, конкуренция за счет роста зарплаты близка к исчерпанию своего потенциала. Требуются более комплексные и стратегические решения, создающие общеотраслевой подход к кадровой проблеме.

 — БИЗНЕС И РЕГИОНЫ

Взаимодействие бизнеса с регионами своей деятельности охватывает как социальную сферу, которая непосредственно влияет на решение кадровой проблемы, так и развитие инструментов поддержки в области технологий и промышленных инвестиций.

 — ТЕХНОЛОГИИ

Отрасль смогла адаптироваться к уходу с российского рынка ряда технологических и сервисных компаний, существенно ускорить темпы импортозамещения. Однако решение краткосрочных задач не отменяет отложенных рисков, которые требуют наращивания программ поддержки со стороны государства.

 — ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Импортное ПО на сегодня составляет в нефтегазовой отрасли 70–75%, но для разработки отечественных аналогов нужны единый IT-ландшафт, универсальный цифровой язык, а главное — больше квалифицированных специалистов, прежде всего по математическому моделированию.

 — НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА

Санкции и переход на новые внешние рынки существенно снизили маржу российских НПЗ. На внутреннем рынке сформировался избыток предложения по дизельному топливу.

 — РЕЦИКЛИНГ
Экономика замкнутого цикла подразумевает сортировку и переработку отходов. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», к 2030 году должны сортироваться 100% твердых коммунальных отходов (ТКО), 50% — идти в переработку, 25% — после переработки вовлекаться в новый оборот. Однако утилизационный бизнес зачастую нерентабелен. Финансовое стимулирование переработки затруднено в том числе высокой ставкой ЦБ РФ (19% с 13 сентября 2024 года). При этом рынок готовой еды растет на 33,5% в год. Но порядка 97% потребительской полипропиленовой упаковки попадает в мусор. Переработке полипропилена мешают загрязненность упаковки пищевыми отходами и загрязненность другими отходами из мусорного контейнера.

По каждому из направлений предложены шаги и сформированы рекомендации по решению актуальных задач. Ознакомиться с ними подробнее можно по ссылке. Документ с обобщенными итогами и рекомендациями ключевых участников рынка будет направлен также в профильные министерства и органы государственной власти. Они помогут существенно дополнить Энергетическую стратегию государства, стать базой для диалога между регуляторами и рынком.

Читайте также